Только что я стала свидетелем дискуссии, в которой меня поразила глубина восприятия Го и оценка мастерства и вдохновения играющего человека.
Дискуссия произошла в известной соц.сети, участниками ее стали Игорь Гришин и Сергей Дручин, фотограф и философ из Тольятти. Предмет дискуссии — японский веер из клуба Го Галереи И.
Игорь Гришин: Японский Го-веер не является частью комплекта Го или участником интерьера Клуба. Веер — инструмент Мастера, а использование веера — особый ритуал. Веер — бесконтактое оружие интеллектуального боевого стиля.
Сергей Дручин: Веер — не оружие. Ибо Го — не поединок. Веер — инструмент, соединяющий Мастера с Вдохновением…
Игорь Гришин: Можно много раз повторить себе, что Го — не поединок, а потом сидеть и умирать за доской, совершая ошибки и терпя поражение. А ещё чаще мы умираем от страха даже перед перспективой сыграть. Веер может дать одно легитимное мгновение. И лишний глоток кислорода. С его помощью можно указать на что-то и рука не дрогнет, так как КИ, благодаря вееру, идёт дальше пальцев. И если веер поможет мастеру в этих трёх ситуациях, то это уже не просто понты, жеманство или махи. Это вопросы выживания за доской.
Игорь Гришин: Люди, Сергей, враждуют за доской не друг с другом. В каждом из нас столько страхов, столько напряжения, что и врагов нам искать не надо. Они уже за столом.
Сергей Дручин: А вдохновение — это вдох мгновения или мгновение вдоха. Это одно из состояний Мастера — нахождение на той самой тонкой линии, что разделяет прошлое и будущее. Она и есть настоящее. И удерживаться на ней — высокое мастерство. Веер помогает поддерживать равновесие, не ускользая в несуществующее будущее и не давая увязать в прошлом, потому что взмах одного крыла бабочки и есть эта тонкая граница.
В будущее пройдут только те люди, которые откажутся от вреднейшей идеи и представления о том, что существуют враги.
Мы все — дети бога. Для выполнения его замысла. Только ущербный ум наделяет других несвойственными им качествами, оправдывая этим свои косяки, вместо того, чтобы видеть действительность и то, что происходит на линии между прошлым и будущим.
Сергей Дручин: Игра Го была дана людям, чтобы они когда-нибудь это поняли, тренируя своё восприятие и навыки обращения с действительностью. Каждый ход — это проявления себя, это пунктир на той самой линии жизни в текущем моменте.
Каждый поступок делает человека богаче или беднее, в зависимости от того, отдал он (стал богаче) или взял (стал беднее). БОГатство каждого — и есть достояние человечества. Большего у него и нет…
Сергей Дручин: Го не учит проявляться. Го ПРОЯВЛЯЕТ человека. Это фантастический подарок нашей цивилизации…
Сергей Дручин: От неё, как от Рун, исходит мудрость и могущество. Или (и это не игра слов, а игра самой жизни) могущество мудрости и мудрость могущества. Это обозначение тех сил, на уровень которых мы можем выйти со временем. Когда закончим поиск врагов. Ибо с могуществом враждовать невозможно, исход всегда один. Это «знают» погибшие цивилизации.
Первый раз я почувствовал, что соперник или партнёр — совсем не враг, в тайцзы-туй-шоу. Это был почти телесный опыт, радость была одинакова как в случае если ты сталкивал соперника, так и когда он сталкивал тебя. Потом этот опыт покрылся пылью, но всё же был извлечён в более зрелом возрасте. Как ключ к понимаю того, как нам, людям, пройти дальше. И хотя об этом много говорено людьми великими и не очень, отказаться от своих шаблонов людям, видимо, труднее всего.
В игре человек может, благодаря азарту или даже каким-то негативным побужденями (типа доказать своё превосходство) забыться и начать проявляться таким, какой он есть. И через некоторое время это состояние может стать для него более привычным. А тогда, сравнивая себя с другими, особенно с мастерами, которых таким способом не победишь, он может измениться. Ненасильственно, не по шаблону и не по указке — каким надо быть. А естественно, и в своём собственном ключе и стиле…
Вот вам ещё один «космический» аспект Го.
Светлана Вахитова, читающий соц.сети
региональный менеджер Федерации Го